lang="ru-RU"> Санкт-Петербург | mitingenus.ru
Site icon mitingenus.ru

Санкт-Петербург

История города

Исаакиевский собор

ПАНОРАМЫ ИНТЕРЬЕРОВ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

Исаакиевский собор расположен рядом с Дворцовой площадью и Невским проспектом. Официальное название храма — собор преподобного Исаакия Далматского.

Он строился 40 лет из-за сложных работ — с 1818 по 1858 годы по проекту талантливого французского архитектора Огюста Монферрана. После освящения храма он стал главным кафедральным собором Санкт-Петербурга и имперской России.

С 1931 года в Исаакиевском соборе работает музей, который является одним из самых посещаемых в городе. Увидеть архитектурное чудо ежедневно приходят тысячи человек.

Кроме самого музея можно посетить колоннаду Исаакиевского собора — лучшую смотровую площадку Санкт-Петербурга. Отсюда открывается вид на его центральную часть.

История создания Исаакия (Официальная версия)

Современный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – не первый храм с таким названием, а четвертый. Первая деревянная церковь в этих местах была построена в далеком 1710 году по указу императора Петра I, в честь малоизвестного в России византийского монаха Исаакия Далматского, причисленного к лику святых. Петр I родился в день его памяти — 30 мая.

Первая Исаакиевская церковь располагалась напротив центральных ворот Адмиралтейства и была самой простой и крошечной — «чертежный амбар». В ней были обвенчаны Петр I и его вторая жена Марта Скавронская, впоследствии ставшая Екатериной I.

В 1717 году начали строить новую, уже каменную церковь на месте, где сейчас установлен Медный всадник. Но ее пришлось срочно разбирать — грунт под фундаментом начал оседать, храм часто подтапливало водой.

Третью Исаакиевскую церковь в 1768 году начала строить Екатерина II по проекту Антонио Ринальди, но не успела завершить ее до своей смерти. Построенный наполовину храм, празднично облицованный мрамором, император Павел приказывает достроить дворцовому архитектору Винченцо Бренна.

Оставшийся неиспользованный мрамор он забирает для строительства Михайловского замка, а Исаакиевский собор был достроен в кирпиче.

Храм считался неудачным из-за нелепого вида кирпичной кладки на мраморном основании. В правление императора Александра I в 1809 году был объявлен конкурс на лучший проект перестройки Исаакиевского собора.

Несколько лет конкурсная комиссия рассматривала предложения таких выдающихся архитекторов, как Андрея Воронихина, Джакомо Кваренги, Чарлза Камерона и других. Но все они предлагали проекты с нуля, а требовалась перестройка существующего храма.

В 1816 году глава Комитета по делам строений и гидравлических работ Августин Бетанкур предложил императору проект французского архитектора Огюста Монферрана, недавно приехавшего из Франции.

Монферран представил целых 24 рисунка с разными проектами собора и был утвержден императором. В 1818 году произошла торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Согласно городской легенде Монферрану было предсказано, что он будет жить, пока строится собор, поэтому якобы архитектор всячески затягивал строительство. И действительно, через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, Монферран скончался.

Строительство собора

По проекту Монферрана Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге должен был включать в себя алтарную часть предыдущего храма и подкупольные пилоны. Процесс строительства шел хоть и долго, зато основательно.

К примеру, при изготовлении фундамента в грунт забили 12 000 деревянных просмоленных свай. А чтобы их ровно обрезать, фундаментную яму залили водой. После того как пришли холода, и вода замерзла, все сваи были спилены по уровню льда. 

Не менее оригинально подошли к изготовлению главного купола. Обычно его делали из камня, но Монферран чтобы облегчить его предложил металлическую конструкцию, составленную из трех частей: внутренней – сферической, средней – конической, а внешней – параболической.

Материал изготовления купола представлял собой комбинацию из литого чугуна, кованого железа и пустотелых керамических цилиндров. Последние предназначались для улучшения акустики в подкупольном пространстве. Всего установили порядка 100 000 таких цилиндров. Нечто подобное было сделано британцами, когда в Лондоне строился собор Святого Павла.

Купола позолотили, как делали во всех знаковых храмах России. Однако площадь поверхности огромного храмового купола почти 26-метрового диаметра была настолько огромной, что для его золочения потребовалось до 100 килограммов золота.

В итоге город получил грандиозное сооружение высотой 101,5 метра, вмещающее более 12 000 человек. Собор является самым тяжелым историческим зданием Петербурга, его вес 300 тысяч тонн.

Петербуржцы еще в XIX веке, прозвали собор Чернильницей, за сходство собора с настольным чернильным прибором.

Колоннада Исаакиевского собора

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — это его колонны. Нижний уровень представлен могучими восьмиколонными портиками, получившими дополнительные украшения в виде статуй и барельефов. Верхний уровень – это собственно соборная колоннада.

Колонны сделаны из гранитного монолита, которые добывали под Выборгом и переплавляли по воде в Санкт-Петербург. Чтобы доставить их до строительства, в городе проложили специальную железную дорогу. Уже на месте бригада камнетесов доводила заготовки до требуемого состояния.

Колонны высотой 17 метров весили 114 тонн. Для их подъема использовали специальные леса, спроектированные инженером А. Бетанкуром. Благодаря лесам на подъем одной колонны уходило всего 40-45 минут.

Вопреки принятым правилам строительства в России, для Исаакия сначала установили все колонны, а потом уже построили стены.

Верхние 24 колонны, каждая из которых была размеров в 14 метров и весила до 67 тонн, поднимали на высоту в 43 метра. Они составили, так называемый, барабан, на котором позже установили купол храма. Стенки барабана прорезаны 12-ю гигантскими окнами, через которые открывается великолепный вид на город.

Сейчас колоннада преобразована в смотровую площадку, с которой каждый желающий может посмотреть на панораму города, если, конечно, рискнет туда подняться. Дело в том, что туда нет лифта, а ведут две винтовые лестницы, в каждой из которых 262 ступени.

По одной из них люди поднимаются наверх, по другой – спускаются. Примечательно, что каждая 10-я ступенька подъема пронумерована. Цифра на ней показывает, сколько еще ступеней надо пройти человеку, чтобы подняться на площадку колоннады.

Интерьер собора

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге называют музеем самоцветов, так как для украшения храма были использованы 43 породы минералов: несколько видов мрамора, яшма, малахит, янтарь, порфир и многие другие.

Собор является единственным памятником архитектуры, где в таком масштабе были применены различные виды природного цветного камня.

Самая значительная часть интерьера собора — заалтарная икона «Воскресший Христос», выполненная в виде витража. Интересно, что раньше витражи использовались только в католических храмах.

Данную работу посоветовал Николаю I архитектор Лео фон Кленце, она была заказана в Германии. Художник рисунка — Генрих Мария фон Хессе. Витраж является самым большим в России, его площадь 28,5 кв. м.

Иисус Христос изображен в полный рост, шагающий по облаку. Увидеть его можно только, если открыты царские врата главного алтаря собора.

1 IMG_8037
2 IMG_7908
3 IMG_7912
4 IMG_7910
5 IMG_7913
6 IMG_7917
7 IMG_7918
8 IMG_7919
9 IMG_7920
10 IMG_7921
11 IMG_7922
12 IMG_7925
13 IMG_7931
14 IMG_7938
15 IMG_7940
16 IMG_7942
17 IMG_7945
18 IMG_7943
19 IMG_7946
20 IMG_7947
21 IMG_7951
22 IMG_7954
23 IMG_7957
24 IMG_7958
25 IMG_7959
26 IMG_7960
27 IMG_7966
28 IMG_7967
29 IMG_7971
30 IMG_7976
31 IMG_7985
32 IMG_7972
33 IMG_7977
34 IMG_7983
35 IMG_7974
36 IMG_7978
37 IMG_7980
38 IMG_7979
39 IMG_7984
40 IMG_7982
41 IMG_8062
42 IMG_7981
43 IMG_7986
44 IMG_8073
45 IMG_7909

Строительство собора длилось 40 лет, а декоративные внутренние работы велись до революции 1917 года, а это еще около 60 лет. Собор расписывали такие талантливые художники, как Карл Брюллов, Федор Бруни, Василий Шебуев и другие.

Храм украшен как наружными, так и внутренними скульптурами известных скульпторов Николая Пименова, Петра Клодта, Ивана Витали.

Уже в 1851 году по настоянию Николая I для оформления собора внутри начали использовать мозаику. Огромный храм плохо отапливался, из-за постоянной сырости росписи портились, некоторые из них пришлось заменить мозаикой.

Исаакий: музей или храм?

С момента освещения храма в 1858 году и до 1928 года Исаакиевский собор был действующим храмом. Интересно, что с момента окончания строительства и до настоящего времени он никогда не находился в полном ведение церкви, несмотря на ее настоятельные просьбы.

В 1918 году собор был национализирован, его здание и имущество стало принадлежать государству. В 1922 году собор был разорен: были изъяты церковные ценности на 48 кг золотых и около 2 тонн серебряных украшений.

ВНЕШНИЙ ВИД ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО СОБОРА

Они были вывезены на двух грузовиках в пользу голодающих Поволжья. В 1931 году храм был передан в полное ведение Главнауки в качестве музейного памятника и в этом же году здесь был открыт антирелигиозный музей.

Базовым экспонатом его стал находящийся в главном зале маятник Фуко. Демонстрация физического опыта французского ученого Леона Фуко позволяла посетителям наглядно убедиться в том, что наша планета вращается.

Маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, длина его нити составляла 98 метров. В 1986 году маятник был снят и до сих пор находится в подвале собора.

ВИД СО СМОТРОВОЙ ПЛОЩАДКИ

В 1990 году были возобновлены церковные службы, воссозданы колокола. В 2016 году РПЦ потребовала передать Исаакиевский собор в ее собственность. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко согласился с данным требованием.

Данное решение вызвало большой общественный резонанс среди горожан. Были проведены массовые акции протеста, активисты вели общественную кампанию за сохранение статуса Исаакиевского собора в качестве музея-памятника. Согласно опросам, большинство горожан не хотели передачи его церкви.

Музей «Исаакиевский собор» является одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Он является полностью самоокупаемым, при передаче собора церкви расходы по его содержанию и реставрации полностью легли бы на город.

В 2019 году стало известно, что пока РПЦ отступила и собор не будет ей передан. Петербуржцы смогли отстоять музей, и он продолжил свою научно-просветительскую деятельность.

Тем не менее в соборе ежедневно проводятся утренние и вечерние богослужения. Сначала они осуществлялись в боковом приделе Александра Невского, а в 2018 году музей передал церкви и придел святой Екатерины.

Государственный эрмитаж

Эрмитаж (Государственный Эрмитаж) — один из крупнейших и наиболее значимых художественных и культурно-исторических музеев мира, расположенный в Санкт-Петербурге. Музей обладает богатейшей историей, а его экспозиция располагается более чем в 350 залах.

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж был основан в середине XVIII века с момента приобретения Екатериной II коллекции живописных произведений, теперь же количество экспонатов в Эрмитаже превышает три миллиона.

В настоящее время в состав Государственного Эрмитажа входят пять величественных зданий в стиле барокко, расположенных на Дворцовой площади.

С первых же шагов по торжественной Иорданской лестнице ошеломляют царящие здесь роскошь и великолепие.

Само время, кажется, застыло в величественных залах среди огромных малахитовых ваз, египетских саркофагов, греческих амфор, картин величайших европейских живописцев и скульптур знаменитейших мастеров.

Здесь хранятся такие всемирно признанные шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX — начала XX в.

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год.

Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях.

При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона.

Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений.

В залах комплекса появились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца.

Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

В 1852 году группа архитекторов построила Новый Эрмитаж специально для живописных коллекций, воплотив основные детали проекта немца Лео фон Кленце.

Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в это время работал Андрей Штакеншнейдер.

История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота.

12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик.

Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени.

В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство.

Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя.

Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов.

В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда.

Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Большой Эрмитаж

С первого этажа Большого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора.

Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества.

Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем.

Именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто.

В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева.

Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох.

На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами.

Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы.

По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна.

В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана.

В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса.

В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная».

В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов.

В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце.

В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.

Дворцовая площадь

Невский проспект

Праздник Новый Год

Каждый раз на Новый Год Невский проспект в Санкт-Петербурге выглядит красиво и нарядно. В 2022 году новогодние растяжки над проспектом выглядят особенно изящно.

Вечером народу очень много, но весело. На Дворцовой площади красивая новогодняя ёлка, украшенная гирляндами, кареты, музыка и всеобщее праздничное настроение.

Exit mobile version