Выбрать страницу
0
(0)
seo-breadcrumbs

ПАНОРАМЫ ИНТЕРЬЕРОВ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

Исаакиевский собор расположен рядом с Дворцовой площадью и Невским проспектом. Официальное название храма — собор преподобного Исаакия Далматского.

Он строился 40 лет из-за сложных работ — с 1818 по 1858 годы по проекту талантливого французского архитектора Огюста Монферрана. После освящения храма он стал главным кафедральным собором Санкт-Петербурга и имперской России.

С 1931 года в Исаакиевском соборе работает музей, который является одним из самых посещаемых в городе. Увидеть архитектурное чудо ежедневно приходят тысячи человек.

Кроме самого музея можно посетить колоннаду Исаакиевского собора — лучшую смотровую площадку Санкт-Петербурга. Отсюда открывается вид на его центральную часть.

История создания Исаакия (Официальная версия)

Современный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – не первый храм с таким названием, а четвертый. Первая деревянная церковь в этих местах была построена в далеком 1710 году по указу императора Петра I, в честь малоизвестного в России византийского монаха Исаакия Далматского, причисленного к лику святых. Петр I родился в день его памяти — 30 мая.

Первая Исаакиевская церковь располагалась напротив центральных ворот Адмиралтейства и была самой простой и крошечной — «чертежный амбар». В ней были обвенчаны Петр I и его вторая жена Марта Скавронская, впоследствии ставшая Екатериной I.

В 1717 году начали строить новую, уже каменную церковь на месте, где сейчас установлен Медный всадник. Но ее пришлось срочно разбирать — грунт под фундаментом начал оседать, храм часто подтапливало водой.

Третью Исаакиевскую церковь в 1768 году начала строить Екатерина II по проекту Антонио Ринальди, но не успела завершить ее до своей смерти. Построенный наполовину храм, празднично облицованный мрамором, император Павел приказывает достроить дворцовому архитектору Винченцо Бренна.

Оставшийся неиспользованный мрамор он забирает для строительства Михайловского замка, а Исаакиевский собор был достроен в кирпиче.

Храм считался неудачным из-за нелепого вида кирпичной кладки на мраморном основании. В правление императора Александра I в 1809 году был объявлен конкурс на лучший проект перестройки Исаакиевского собора.

Несколько лет конкурсная комиссия рассматривала предложения таких выдающихся архитекторов, как Андрея Воронихина, Джакомо Кваренги, Чарлза Камерона и других. Но все они предлагали проекты с нуля, а требовалась перестройка существующего храма.

В 1816 году глава Комитета по делам строений и гидравлических работ Августин Бетанкур предложил императору проект французского архитектора Огюста Монферрана, недавно приехавшего из Франции.

Монферран представил целых 24 рисунка с разными проектами собора и был утвержден императором. В 1818 году произошла торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Согласно городской легенде Монферрану было предсказано, что он будет жить, пока строится собор, поэтому якобы архитектор всячески затягивал строительство. И действительно, через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, Монферран скончался.

Строительство собора

По проекту Монферрана Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге должен был включать в себя алтарную часть предыдущего храма и подкупольные пилоны. Процесс строительства шел хоть и долго, зато основательно.

К примеру, при изготовлении фундамента в грунт забили 12 000 деревянных просмоленных свай. А чтобы их ровно обрезать, фундаментную яму залили водой. После того как пришли холода, и вода замерзла, все сваи были спилены по уровню льда. 

Не менее оригинально подошли к изготовлению главного купола. Обычно его делали из камня, но Монферран чтобы облегчить его предложил металлическую конструкцию, составленную из трех частей: внутренней – сферической, средней – конической, а внешней – параболической.

Материал изготовления купола представлял собой комбинацию из литого чугуна, кованого железа и пустотелых керамических цилиндров. Последние предназначались для улучшения акустики в подкупольном пространстве. Всего установили порядка 100 000 таких цилиндров. Нечто подобное было сделано британцами, когда в Лондоне строился собор Святого Павла.

Купола позолотили, как делали во всех знаковых храмах России. Однако площадь поверхности огромного храмового купола почти 26-метрового диаметра была настолько огромной, что для его золочения потребовалось до 100 килограммов золота.

В итоге город получил грандиозное сооружение высотой 101,5 метра, вмещающее более 12 000 человек. Собор является самым тяжелым историческим зданием Петербурга, его вес 300 тысяч тонн.

Петербуржцы еще в XIX веке, прозвали собор Чернильницей, за сходство собора с настольным чернильным прибором.

Колоннада Исаакиевского собора

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — это его колонны. Нижний уровень представлен могучими восьмиколонными портиками, получившими дополнительные украшения в виде статуй и барельефов. Верхний уровень – это собственно соборная колоннада.

Колонны сделаны из гранитного монолита, которые добывали под Выборгом и переплавляли по воде в Санкт-Петербург. Чтобы доставить их до строительства, в городе проложили специальную железную дорогу. Уже на месте бригада камнетесов доводила заготовки до требуемого состояния.

Колонны высотой 17 метров весили 114 тонн. Для их подъема использовали специальные леса, спроектированные инженером А. Бетанкуром. Благодаря лесам на подъем одной колонны уходило всего 40-45 минут.

Вопреки принятым правилам строительства в России, для Исаакия сначала установили все колонны, а потом уже построили стены.

Верхние 24 колонны, каждая из которых была размеров в 14 метров и весила до 67 тонн, поднимали на высоту в 43 метра. Они составили, так называемый, барабан, на котором позже установили купол храма. Стенки барабана прорезаны 12-ю гигантскими окнами, через которые открывается великолепный вид на город.

Сейчас колоннада преобразована в смотровую площадку, с которой каждый желающий может посмотреть на панораму города, если, конечно, рискнет туда подняться. Дело в том, что туда нет лифта, а ведут две винтовые лестницы, в каждой из которых 262 ступени.

По одной из них люди поднимаются наверх, по другой – спускаются. Примечательно, что каждая 10-я ступенька подъема пронумерована. Цифра на ней показывает, сколько еще ступеней надо пройти человеку, чтобы подняться на площадку колоннады.

Интерьер собора

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге называют музеем самоцветов, так как для украшения храма были использованы 43 породы минералов: несколько видов мрамора, яшма, малахит, янтарь, порфир и многие другие.

Собор является единственным памятником архитектуры, где в таком масштабе были применены различные виды природного цветного камня.

Самая значительная часть интерьера собора — заалтарная икона «Воскресший Христос», выполненная в виде витража. Интересно, что раньше витражи использовались только в католических храмах.

Данную работу посоветовал Николаю I архитектор Лео фон Кленце, она была заказана в Германии. Художник рисунка — Генрих Мария фон Хессе. Витраж является самым большим в России, его площадь 28,5 кв. м.

Иисус Христос изображен в полный рост, шагающий по облаку. Увидеть его можно только, если открыты царские врата главного алтаря собора.

1 IMG_8037
2 IMG_7908
3 IMG_7912
4 IMG_7910
5 IMG_7913
6 IMG_7917
7 IMG_7918
8 IMG_7919
9 IMG_7920
10 IMG_7921
11 IMG_7922
12 IMG_7925
13 IMG_7931
14 IMG_7938
15 IMG_7940
16 IMG_7942
17 IMG_7945
18 IMG_7943
19 IMG_7946
20 IMG_7947
21 IMG_7951
22 IMG_7954
23 IMG_7957
24 IMG_7958
25 IMG_7959
26 IMG_7960
27 IMG_7966
28 IMG_7967
29 IMG_7971
30 IMG_7976
31 IMG_7985
32 IMG_7972
33 IMG_7977
34 IMG_7983
35 IMG_7974
36 IMG_7978
37 IMG_7980
38 IMG_7979
39 IMG_7984
40 IMG_7982
41 IMG_8062
42 IMG_7981
43 IMG_7986
44 IMG_8073
45 IMG_7909
previous arrow
next arrow
Shadow

Строительство собора длилось 40 лет, а декоративные внутренние работы велись до революции 1917 года, а это еще около 60 лет. Собор расписывали такие талантливые художники, как Карл Брюллов, Федор Бруни, Василий Шебуев и другие.

Храм украшен как наружными, так и внутренними скульптурами известных скульпторов Николая Пименова, Петра Клодта, Ивана Витали.

Уже в 1851 году по настоянию Николая I для оформления собора внутри начали использовать мозаику. Огромный храм плохо отапливался, из-за постоянной сырости росписи портились, некоторые из них пришлось заменить мозаикой.

Исаакий: музей или храм?

С момента освещения храма в 1858 году и до 1928 года Исаакиевский собор был действующим храмом. Интересно, что с момента окончания строительства и до настоящего времени он никогда не находился в полном ведение церкви, несмотря на ее настоятельные просьбы.

В 1918 году собор был национализирован, его здание и имущество стало принадлежать государству. В 1922 году собор был разорен: были изъяты церковные ценности на 48 кг золотых и около 2 тонн серебряных украшений.

ВНЕШНИЙ ВИД ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО СОБОРА

Они были вывезены на двух грузовиках в пользу голодающих Поволжья. В 1931 году храм был передан в полное ведение Главнауки в качестве музейного памятника и в этом же году здесь был открыт антирелигиозный музей.

Базовым экспонатом его стал находящийся в главном зале маятник Фуко. Демонстрация физического опыта французского ученого Леона Фуко позволяла посетителям наглядно убедиться в том, что наша планета вращается.

Маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, длина его нити составляла 98 метров. В 1986 году маятник был снят и до сих пор находится в подвале собора.

ВИД СО СМОТРОВОЙ ПЛОЩАДКИ

В 1990 году были возобновлены церковные службы, воссозданы колокола. В 2016 году РПЦ потребовала передать Исаакиевский собор в ее собственность. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко согласился с данным требованием.

Данное решение вызвало большой общественный резонанс среди горожан. Были проведены массовые акции протеста, активисты вели общественную кампанию за сохранение статуса Исаакиевского собора в качестве музея-памятника. Согласно опросам, большинство горожан не хотели передачи его церкви.

Музей «Исаакиевский собор» является одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Он является полностью самоокупаемым, при передаче собора церкви расходы по его содержанию и реставрации полностью легли бы на город.

В 2019 году стало известно, что пока РПЦ отступила и собор не будет ей передан. Петербуржцы смогли отстоять музей, и он продолжил свою научно-просветительскую деятельность.

Тем не менее в соборе ежедневно проводятся утренние и вечерние богослужения. Сначала они осуществлялись в боковом приделе Александра Невского, а в 2018 году музей передал церкви и придел святой Екатерины.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.