В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной, верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина.
Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь – каменные строения XVII века.
Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. В 1553 году к его причалу пристал корабль английского мореплавателя Ричарда Ченслера.
И вплоть до возникновения города Архангельска (1584 г.) у стен Николо-Корельского монастыря действовал первый торговый порт России.
К началу XX века древняя обитель утратила былое величие, а после 1917 года из монастыря были вывезены все культурные ценности.
Первые бригады строителей прибыли в Никольское устье на пароходе «Иван Каляев» в июле 1936 года.
За четыре месяца была построена железнодорожная магистраль до Архангельска, быстрыми темпами началось строительство эллингов завода, жилых домов и социальных объектов.
Рабочий поселок получил название Судострой. В 1938 году поселок был преобразован в город Молотовск (в 1957 году переименован в Северодвинск.
В 1939 году на заводе № 402 (с 1959 года – Севмаш) был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». В годы Великой Отечественной войны кораблестроительная программа была приостановлена.
Из 40 тысяч жителей города 17 тысяч 517 человек ушли на фронт. Предприятие обеспечивало боеспособность кораблей Северного флота, ремонт иностранных транспортов, участвующих в Северных конвоях.
В годы войны было отремонтировано 139 кораблей и судов. В 1941–1945 годах Молотовский порт стал одним из основных портов на Севере страны, обеспечивающим поставки лендлиза.
Местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн. тонн военных грузов.
В первые послевоенные годы завод № 402 продолжил строительство кораблей для ВМФ СССР. Основным профилем предприятия стала постройка подводных лодок.
В 1955 году заводу было поручено важное государственное задание – создание первой отечественной подводной лодки с ядерной энергетической установкой.
Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была успешно передана в опытную эксплуатацию в 1958 году, а Северодвинск стал центром атомного подводного кораблестроения страны.
К настоящему времени здесь построено 136 атомных подводных лодок – больше, чем на любой другой верфи мира. Выполняя программу создания атомного подводного флота, Северодвинск до 1992 года имел статус ЗАТО.
В 2008 году основные предприятия Северодвинска – АО «ПО «Севмаш», АО «Центр судоремонта «Звездочка», АО «СПО «Арктика» – вошли в состав «Объединенной судостроительной корпорации».
В Северодвинске располагается офис самого крупного холдинга АО «ОСК» – АО «Северный центр судостроения и судоремонта». Градообразующие предприятия Северодвинска, развивая военную тематику, выпускают широкий спектр наукоемкой гражданской продукции.
Это суда различных классов и назначений, морские платформы и буровые установки для добычи нефти и газа на шельфе Арктики, экспериментальные энергоблоки, транспортно-упаковочные контейнеры для отработанного ядерного топлива, гребные винты, оборудование для различных отраслей промышленности и народного хозяйства.
Свежие комментарии